Диакон Вячеслав Синельников.

О Туринской плащанице.

Образ на полотне.

Туринская плащаница - льняная ткань с правильными золотисто-желтого цвета отпечатками Человеческого тела - наиболее чудесное из всех известных в настоящее время старинных полотен…

Туринская плащаница.

Научное исследование Изображения на плащанице началось на рубеже века, еще в 1900 г., когда профессор сравнительной анатомии Ив Делаж доказал, что Изображение анатомически безупречно до мельчайших подробностей. Более поздние медицинские исследования укрепили и с большей полнотой подтвердили это суждение.

Видимые на полотне - суровость смерти, истязание плетьми, раны, потоки крови показали, что Изображение – это отражение неизвестного науке воздействия, которое запечатлело на ткани золотистые, негативные, анатомически правильные отпечатки замученного на кресте, а затем погребенного в этой материи Человека…

Положенный в плащаницу имеет длинные волосы сплетенные в косичку, короткую бороду раздвоенную посредине. На лбу кольцо проколов от шипов, переходящих на верхнюю часть головы, из которых кровь истекала на волосы и на кожу лба. Страшно смотреть! Проколы простираются на всю поверхность головы, а потоки крови из ран стекали вниз. На кончике носа ссадина, правая щека имеет отчеливую припухлость по сравнению с левой - следствие сильного удара. Оба глаза закрыты, но при ближайшем рассмотрении в их верхей части видны посторонние круглые объекты, похожие на монеты. Ткань была в контакте с телом не более 2-3 дней, точнее не более 40 часов!

В области груди обращает на себя внимание обширное пятно крови. Подробное исследование показывает различие в интенсивности его окраски из-за присутствия двух типов жидкостей: крови и околосердечной воды. Кровь истекала из раны вниз равномерно. Если бы она истекала из артерии живого Человека – было бы разбрызгивание! Все говорит о том, что удар был нанесен после смерти и кровь вместе с околосердечной водой истекли из уже Умершего. В верхней части раны овальный прокол груди, причиненный острым колющим предметом…

Правая и левая руки скрещены ниже живота, а в области запястья характерный прокол квадратного сечения. Анализ углов под которыми стекала кровь из ран в области запястья говорит о том, что руки должны были находиться поднятыми вверх и в стороны примерно под углом в 65 градусов относительно горозонтали.

Видны ясно только 4 пальца рук, потому что большой палец прижат к ладони. Медики полагают - гвозди повредили центральные нервы, проходящие через запястья и пальцы рук приняли такое положение. В центре правой ноги прокол насквозь. Отпечаток левой ноги менее ясен.

Сердце содрогается от немыслимых страданий! По всему телу, от плечей до ног, видны многочисленные травматические повреждения, сделанные кнутом с тяжелыми гирьками на концах ремней. Истязали нещадно - от 60 до 120 ударов плетью с 2 или 3 хвостами, в конец каждой из которых вплетали металлический гвоздь с большой шляпкой! Направление ударов показывает, что их наносили два истязателя, из которых один был выше другого. В области плеч справа и слева имеются повреждения от трения поверхности кожи по балке, брусу или перекладине…

Не единичны случаи, когда ученый специалист, в силу профессиональных обязанностей приступивший к исследованию Туринской плащаницы, убеждался в ее подлинности. С сердечных очей спадала пелена и он всецело прилеплялся ко Христу Спасителю.

Немного истории.

После Воскресения, предположительно, плащаница хранилась у Святого Апостола Петра, а затем преемственно передавалась среди христиан. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, вероятно из опасений, что сведения о этой святыне могли служить поводом для поисков ее языческими властями с целью уничтожения.

Фреска IX в. из монастыря Св. Екатерины, на которой Абгар V получает плат (плащаницу).

Существует и такая точка зрения. Вскоре после Воскресения Христова плащаница попала к властителю г. Эдессы - царю Абгару V. В первом веке Эдесса была столицей небольшого независимого государства в северной Месопотамии на границе Римской империи (ныне это областной город Турции, носящий название Урфа). Иудейское законодательство не распространялось на жителей Эдессы, и в то же время там не существовало прямой опасности гонений на христиан, потому что они не находились под римским владычеством.

Как пишет Евсевий Кесарийский, Абгар V еще при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа искал Его в надежде, что Он исцелит его от паралича. Апостол Фаддей, один из семидесяти Апостолов, принес плащаницу в Эдессу. Затем, заказав у местного ювелира золотую раму, он сложил плащаницу так, что стал виден только ее Лик, тем самым превратив полотно в икону. Приняв икону, царь исцелился и вскоре стал христианином. Реликвию окружили большим почетом как защитницу царя и города.

Несмотря на притеснения Христиан в последующие столетия и длительное пребывание иконы в тайнике городской стены, в VI веке она становится известной. Во время работ, предпринятых для восстановления стен, в нише, расположенной над западными городскими воротами города, был найден плат, сложенный в форме четырехугольника за решеткой, через которую можно было видеть изображение Лика на полотне. Некоторые исследователи полагают, что в результате копирования изображения сложенной плащаницы (в действительности негативного) возникла традиция изображения Лика Спасителя, которая сквозь века сохранилась до наших дней – Спас Нерукотворный.

Косвенным подтверждением вышесказанного может служить тот факт, что в начале III века христианство открыто исповедовал царь Абгар IX.

Исторические сведения весьма разрознены, однако известно, что во времена иконоборчества, продолжавшегося в Византии с 635 по 850 год, православные тайком переправили удивительное полотно из Константинополя в Иерусалим. Епископ Галльский, описывая паломничество в Иерусалим в 640 году, рассказывает о плащанице и дает ее точные размеры. Из бумаг епископа Сарагосского VII века, можно предположить, что в его время достоверно знали о существовании плащаницы, а в VIII веке Св. Иоанн Дамаскин прямо говорит, что надо почитать крест, гвозди, терновый венец, ризу и плащаницу Христовы.

Эти святыни были великим сокровищем Константинопольской церкви. В XII столетии (1171 г.) император Мануил Комнен показывал их королю Иерусалимскому. Около 1202 г. летописец IV крестового похода рассказывал, что во Влахернской церкви Божией Матери в Константинополе плащаницу выносили по пятницам, и что на ней виден был Лик Господень.

В 1204 г. крестоносцы разграбили Константинополь, и плащаннца исчезла. Полное молчание в течении полутора сотни лет и вот, в 1355 г. плащаница обретается в Лире на Монье (Франция) у графа Готфрида де Шарни. Многие почитали ее как подлинную и паломничества к ней не прекращались. 22 марта 1452 г. внучка Готфрида передала плащаницу супруге герцога Людовика Савойского, а сын и наследник герцога построил в своем замке часовню для хранения святыни. В ночь с 3 на 4 декабря 1532 г. начался пожар, рака, в которой хранилась плащаница, частично расплавилась, и прожгла ткань. В 1534 г. Плащаницу передали монахиням в Шамбери, для того чтобы они починили поврежденные места. К 1578 году герцог Савойский перенес плащаницу в свой замок близ Турина (Италия), и в 1694 году наследники герцога построили часовню из черного мрамора, которая была присоединена к восточной части Туринского собора, посвященного Иоанну Крестителю. Плащаницу с большой торжественностью перенесли из замка в Турин, где ее возложили на престол под куполом.

Здесь драгоценная ткань долгие годы хранилась в свернутом виде, но после пожара Туринского собора в 1997 г., плащаницу сохраняют в развернутом виде и под усиленной охраной. Последняя по времени выставка, на которой все желающие могли видеть сокровище из Турина, прошла в мае-июне 1998 г.

Можно ли объяснить как появился Образ на плащанице?

В каноне из службы на святую Пасху поется: “Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь”. Когда перед глазами ученого мира открывается “гробная пелена” сохраняемая в Турине, наука подходит к пределу своих возможностей и останавливается в почтительном молчании…

Тщательное исследование ткани плащаницы показало, что Образ на ней не нарисован краской. Характерный золитисто-желтый цвет Образа на полотне является следствием химического изменения в волосках на поверхности ткани. Измеряя степень насыщенности цвета Изображения на плащанице, ученые обнаружили, что она зависит от расстояния между тканью и Телом. Открытие столетней давности о том, что Образ на плащанице самый древний “негатив на ткани”, в свое время непостижимое, сейчас дополнено столькими подробностями, что стало втройне непостижимым! Что стоит только такое утверждение: на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между ней и Телом, которое оно покрывало. В физике нечто подобное встречается только при фотографировании удаленных звезд!

Проведенные исследования приводят к мысли о том, что неизвестное воздействие, оказавший влияние на ткань Плащаницы не было естественной природы, то есть оно не подчинялось законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, это неизвестное влияние было сверхестественной природы. Так появилась гипотеза “огненного тела”. Условно говоря, физик Александр Беляков полагает, что “плотность энергии огненного тела” спадала по мере удаления от поверхности Тела плотского, наполняла Его, выступая за границы, или окружала Его, повторяя форму. Причем, о зависимости энергетической плотности от расстояния между Телом и поверхностью ткани можно судить по Образу на плащанице: в местах, где она лежала ближе к Телу, потемнение больше и наоборот.

Ученые измерили на высокоточных фотографиях плащаницы степень ее потемнения в зависимости от расстояния между ней и поверхностью Тела, и смогли оценить эту зависимость математической формулой. Зная ее, можно рассчитать, какие черты и части тела будут явственно видны на образе, возникшем по законам гипотезы Белякова, а какие не будут. Численное моделирование этого процесса на компьютере показало некую правдоподобность предлагаемой гипотезы…

Туринская плащаница и вера в Воскресение.

Что бы мы не предполагали, все равно это будут только гипотезы. Совершенно очевидно, что неведомое воздействие, опалившее тончайший слой на поверхности хранящейся в Турине плащаницы, не может во всей полноте принадлежать к известным науке физическим явлениям. Его природа - загадка для науки.

Однако, хорошо говорил Ломоносов, что нельзя по химии изучать псалтырь. В богословском аспекте “ожог на плащанице” не загадка – мы соприкасаемся с осязаемыми последствиями Воскресения. Не обольщайтесь! Туринское полотно – свидетельство только физической стороны Воскресения, которое, поверьте, самая малость по сравнению с безбрежной духовной сущностью Воскресения! Эта духовная область не может быть описана в понятиях физики, химии, биологии и прочих естественных наук! Она постигается чистой жизнью в невечернем свете православной веры, в безмолвии храма, в литургии!

Но современный человек технократичен. Ему гораздо легче, благодаря особенному строю образования и воспитания, воспринимать данные физики, химии, астрономии и медицины, чем богословские и духовные истины. Мир наполнен “специалистами” в разных областях, однако вспомним Козьму Пруткова специалист как флюс, - полнота его односторонняя! Постараемся преодолеть нашу однобокость! Углубимся в бездонные сокровища святоотеческой литературы, раскроем для себя богатства православного богослужения, войдем в жизнь церкви полноправными членами!

Жены мироносицы у гроба Господня. Новгородская школа. 1475 г.

Как глубоко бы мы не показывали, используя новейшие достижения науки и техники, неоспоримое свидетельство Туринской плащаницы о Воскресении, одно это, само по себе, не сможет умножить веру в Воскресшего Спасителя. Можно признавать Воскресение состоявшимся фактом истории, и в то же время никоим образом не соприкасаться с ним лично. Познания о плащанице могут очень близко подвести человека к тому, что он скажет: “Иисус действительно воскрес”, но для того, чтобы общение в с воскресшим Христом стало смыслом жизни того человека, ему надо всем сердцем уверовать, говоря: “Верую, Господи, и исповедую яко ты еси воистину Христос, сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз”. Знать о Воскресении и с верой участвовать в жизни церкви по Воскресении - это отнюдь не одно и то же.

В 24 главе Евангелия от Луки есть повествование о Луке и Клеопе, шествовавших в Эммаус. “И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге” (Лк. 24, 32) Так вот, когда люди увидят в другом, или почуствует в себе “горение” веры, которое опалит их сердце ярче и сильнее чем полотно плащаницы, тогда откроются у них глаза, и они узнают Его (Лк. 24, 31). Помните! Сам Христос говорит во святом храме словами святого Евангелия каждый день! Вкусите и видите яко благ Господь!

Вернуться назад