О фотографировании плащаницы.

 

Более ста лет назад археологу, адвокату и фотографу-любителю Секондо Пиа в 1898 г. впервые разрешили сделать фотографии Туринской плащаницы.

Только фотографии, скажете Вы? Что особенного может быть в фотографии? Но вернемся в те далекие годы, и попробуем разобраться - что подвигло исследователей на глубокую, не прекращающуюся и по сей день научную работу. Расскажем обо всем по порядку.

Вечером 28 мая 1898 г. Секондо Пиа сделал два снимка с Туринской плащаницы, из которых, к сожалению, один оказался испорченным. Оставшуюся большую пластинку размером 50 x 60 см он в затемненном помещении опустил в проявитель... И вот тут началось самое интересное! В воспоминаниях о этом событии Секондо Пиа писал, что во мраке фотолаборатории на фотопластинке стал проявляться позитивный образ, и он увидел рельефный портрет Божественной красоты. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие - на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, а позитивное изображение образа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Обретшая человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий, но вместе с ними при этом, проявился Лик предельной величественности и царственности. С тех пор мы взираем на Лик, который выражает невыразимую стойкость и силу, а вместе с тем - безграничное прощение и милосердие. Перед нами - Лик с царственным выражением непобедимого терпения и величия перед лицом ужасающего истязания, Лик - на котором лежит печать Вечности.

Открытие Секондо Пиа повергло ученых в трепет - ведь принято считать, что открытие фотографии как таковой датируется 1839 г. Если быть совершенно точными - немного ранее. Наиболее ранний срок - 20-е годы XIX века, когда Ньепс (Niepce) нашел способ, называемый - термографией, для закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочуствительного вещества асфальтовый лак. Используя опыты Ньепса, французский художник и изобретатель Дагер (Daguerre) в 1839 г. разработал первый пригодный для практического применения способ фотографии - дагеротипию, при которой светочувствительным веществом служил уже иодид серебра. И только в 1841 англичанин У. Г. Ф. Тальбот изобрел калотипию, где впервые был реализован двуступенчатый негативно-позитивный процесс дающий возможность размножать фотографии. Калотипия и является прообразом современной фотографии.

Но получается, что образ на Туринской плащанице - самая древняя "нерукотворная фотография", появившаяся на 19 веков ранее, чем кто либо из людей смог догадаться о возможности получения "рукотворных фотографий"?! Секондо Пиа как фотограф прекрасно осознал, что в первом приближении изображение на плащанице является фотографическим негативом, существовавшим задолго до того как человечество вообще узнало что это такое.

Слева - первая фотография Лика с полотна, сделанная Секондо Пиа в мае 1898 г.

Справа - первая репродукция Туринской плащаницы, напечатанная после выставки 1898 г.

Хронологически достоверную историю Туринской плащаницы без всякого перерыва можно проследить начиная с середины XIV столетия. Ввиду того, что изображение на ней обладает всеми свойствами фотографического негатива, эта дата имеет огромное значение! Простое сопоставление говорит нам - мы имеем на ткани эквивалент фотографического негатива, который доказуемо существовал более чем за 450 лет до того, как человечество узнало, что такое фотографический негатив и как им пользоваться. Перед нами осязаемое научное доказательство - изображение не было сделано людьми! Отпечатки на плащанице не являются творением человеческих рук! А такое известие ни могло не привлечь к плащанице внимания множества экспертов и специалистов.

Достоверно доказано - отпечатки на плащанице обладают всеми свойствами фотографического негатива. И как это бывает со всяким негативом, превращение его в позитив переставляет половины тела на свои правильные места. При этом происходит переставление света и тени. Обратите внимание, что на любом негативе, в том числе и на ткани плащаницы, лоб и нос кажутся темными, а тени лица - белыми. Кроме того Лицо кажется суровым, с направленным вправо как будто острым и недовольным взглядом, и с широко, как кажется, открытыми глазами. Очевидно, что до изобретения фотографии эти характерные признаки негатива были непонятны иконописцам, поэтому многие иконописные изображения так или иначе воспроизводят эти особенности.

Итак, черно-белая фотография отпечатков на плащанице, сделанная во время выставки 1898 г. во первых показала, что изображение - негатив. Во вторых, за счет значительного повышения контрастности изображения, представила миру такие подробности, которые не легко различить, если рассматривать ее как таковую. Мы уже говорили, что фотографический негатив плащаницы с правильным распределением света и тени показал множество уникальных подробностей на Теле и лице. В дальнейшем, для определения свойств изображения в течении 100 лет проводились более 1000 специальных тестов и было отснято более чем 32000 фотографий.

Слева - фотография Лика сделанная Джузеппе Энри в 1931 г.

Справа - фотография Лика сделанная в ультрафиолетовых лучах Джованни Батиста Джудика Кордиглия в 1969 г.

Слева - фотография Лика сделанная В. Миллером в 1978 г.

Справа - фотография Лика сделанная Барри Шворц в 1978 г.

Слева - фотография Лика сделанная Барри Шворц в 1978 г.

Справа - фотография Лика с особо повышенной четкостью сделанная Джинкарло Дуранте в 1997 г.

Но все же перед нами не просто самое древнейшее "нерукотворное фотографическое изображение". Какое воздействие опалило края волосков на ткани - этого мы не знаем! И главное. Последующие исследования плащаницы только прибавляют вопросов, на которые ученым затруднительно дать ответы, но труды их настолько интересны, что мы никак не можем о них умолчать.

 

Вернуться назад